Стеклянное панно в технике эгломизе

Перенести в Подмосковье кусочек Швейцарии помогла старинная техника эгломизе, при помощи которой в проекте «Лёд и камень» появился волшебный горный пейзаж. О секретах французских мастеров рассказал художник Василий Галицкий.

    •  

      Понадобятся: стекло, металлическая поталь, коллагеновый клей, фибра, нож, алкидная краска для стекла.

       

       

      Эгломизе – особый вид узора на стекле, выгравированный с обратной стороны по серебряной амальгаме с последующей позолотой или чернением гравированных мест. Это может быть геометрическмй узор или растительный орнамент.

       

       

      1. Нанесем клей на стекло. Обратите внимание, что для работы потребуется не обычный, а коллагеновый клей. Это белковый клей, который отличается особой прозрачностью и текучестью.  

       

      Термин «эгломизе», первоначально «гломизе», появился в лексиконе французских антикваров второй половины XVIII века: он явился производным от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jan Baptiste Glomi). Считалось, что он первым использовал особую технику живописи на стекле, с применением золотой и серебряной фольги для обрамления графических листов стеклянными рамами. Термин получил широкое распространение в XIX веке и применялся к таким образцам живописи «под стеклом», которые были гораздо старше, чем Ж.Б. Гломи.

       

       

      2. Аккуратно выложим на стекло листы потали. Пока клей не схватился, есть возможность поправить не очень удачно легший листок, аккуратно действуя мягкой кистью.

       

      Самые ранние произведения, близкие по технике исполнения к эгломизе, датируются III веком до нашей эры, когда такого термина еще не существовало. Это стеклянные сосуды, состоящие из двух частей, внешней и внутренней, между которыми заключен рисунок, выгравированный из листового золота. Древнего названия этой техники не сохранилось.

       

       

      Аналогичным образом – аккуратными движениями мягкой кисти – уберем стыки между листами потали, чтобы на стекле получился ровный однотонный фон.

       

       

      3. Выложив фон, оставим стекло сохнуть – на это понадобятся сутки. За это время клей стянет большую часть «морщинок», которые так или иначе появятся на потали.

       

       

      4. Высохшую поверхность разгладим фиброй. Поталь очень тонкий и нежный материал, поэтому действовать нужно аккуратно! Результатом станет практически отполированная поверхность с характерными игольчатыми следами от былых «морщинок». Бороться с ними нет необходимости, наоборот, они только добавят декоративного эффекта будущему рисунку.

       

        

      5. Фон готов, самое время приступать к рисунку. Обратите внимание, что поталь, даже нанесенная на стекло, не очень прочно держится. Поэтому соприкосновение с ней даже листа копировальной бумаги может быть травматично для потали. Так что наносить рисунок нужно будет без контура и тому подобных вспомогательных средств.

       

       

      Наметим ножом основные элементы будущего пейзажа – процесс отчасти напоминает гравировку.

       

       

      Помимо ножа для нанесения рисунка можно использовать любой абразивный материал. Когда рисунок уже намечен, необходимый рисунку объем можно придать металловатой.

       

       

      Вся прелесть техники эгломизе заключается в том, что никогда не знаешь, какой декоративный эффект проявится на картине, ведь работа идет только с тыльной стороны нашего «полотна».

       

      Техника эгломизе относится к разряду «холодной» живописи «под стеклом». Но, строго говоря, ее нельзя отнести к чисто живописным техникам, так как основной ее составляющей является нанесение на стекло при помощи какого-либо прозрачного клея металлической фольги (чаще всего используется листовое золото, но встречаются работы с листовым серебром и даже цинковой фольгой) с последующей гравировкой по ней рисунка тонкой иглой. После удаления фольги с тех мест, где должно быть видно изображение, прямо на фольгу наносится какая-либо краска (чаще всего черная). Вследствие этих операций на лицевой стороне стекла можно увидеть черный (или какого-нибудь другого цвета) рисунок на золотом (серебряном и т. п.) фоне.

       

       

      6. Завершающий этап работы – нанесение черной фоновой краски, которая окончательно проявит рисунок. Мы используем специальную алкидную краску для стекла, которая дополнительно защитит поталь от внешнего воздействия и перепадов температуры и влаги.

       

         

      Картины можно усложнять, сочетая серебряную и золотую поталь, а также экспериментируя с различными абразивными материалами и эффектами.

       

Наверх
  • Рейтинг: 7.00
  • Голосов: 8
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад