Усадьба Мураново

экскурсия с дизайнером Светланой Шерварли

История подмосковной усадьбы Мураново неразрывно связана с поэтической историей России. Сейчас этот музейный комплекс, главный дом которого был построен по чертежам и планам поэта Боратынского, носит имя Тютчева.

    •  

       

      Неудивительно, что и по сей день усадьба служит источником вдохновения для дизайнеров – ценителей поместной архитектуры середины XIX века. В компании автора проекта «Столовая с королевским садом», дизайнера Светланой Шерварли, мы совершим увлекательную архитектурную экскурсию по главному дому усадьбы.

       

       

      Пейзаж Жуковского «Осень в усадьбе» как нельзя лучше передает очарование окружающего усадебные постройки парка. В драгоценную оправу осеннего леса аккуратно вписаны строения XIX века, уникальность которых состоит в их исключительной сохранности. Для дизайнеров это настоящая настольная книга по воссозданию русских интерьеров.

       

       

      Впрочем, уникальность Мураново заключается не только в этом. Главный дом усадьбы был построен по авторскому проекту поэта Боратынского, так что второго такого дома просто не существует в природе.

       

       

      Главный вход в усадьбу – так называемый фонарь, выходит на «круг», который огибали разворачивавшиеся экипажи. При этом получалось, что вход был организован не с фасада дома, а с фронтона – это ещё одна придумка Боратынского. Правда, сейчас такой схемой не пользуются, и экскурсанты попадают в дом с противоположной, «синей» стороны дома.

       

       

      В 40−е годы XIX века была очень популярна неоготика, черты которой прослеживаются и в облике главного усадебного дома. Поэт создал причудливую смесь английского замка с характерными башнями, британского коттеджа из красного кирпича и элементов деревянной русской усадьбы. Боратынский хотел, чтобы его дом был похож на английский замок, в котором бы читались и характерные русские черты. Отсюда и необычный микс двух стилей и материалов – бревен и кирпича. При этом весь дом полностью деревянный, однако жилая часть обложена красным кирпичем. Это создает эффект термоса, поэтому в доме зимой сохраняется тепло, а летом – прохлада. И этот эффект ощущается до сих пор.

       

       

      При входе в сени современные гости усадьбы попадают в так называемый темный коридор. Во времена Боратынского им пользовались только слуги, которые могли заметить оригинальное архитектурное решение. Часть стены собрана из вертикальных бревен – прием, почерпнутый у финских зодчих. Это позволяет дому не давать усадку, при этом стоящие перпендикулярно полу бревна не перекашиваются и держат всю конструкцию.

       

       

      Ещё одно необычное решение связано с освещением. Свет попадает в коридор через световое окно – «фонарь», другого освещения здесь никогда не было. Интересный момент. Хотя коридор был темным и хозяева им не пользовались, выходящая в коридор печь все равно украшена изразцами – красота в дворянском гнезде должна была быть даже в самых темных закоулках.

       

       

      Представить поэтический дом без библиотеки просто невозможно. В коллекции Мураново почти 10 тысяч томов. В старину библиотека служила местом уединения. Нередко сюда приглашали гостей для приватных бесед у камина. Обстановка в комнате сохранилась с середины XIX века. Из тех же времен – оригинальный бочонок-тумбочка из красного дерева, который служил хозяевам усадьбы дровницей.

       

       

      Непременный атрибут библиотеки и рабочего кабинета – изящный шкаф-бюро. Над его созданием трудились местные мастера, самые обычные крестьяне.

       

       

      Из библиотеки гости усадьбы попадают в первую парадную комнату – столовую, в которую ведут высокие белоснежные двухстворчатые двери. В центре комнаты круглый стол-«сороконожка», поскольку в раздвинутом состоянии за таким столом помещалось до 20 человек.

       

       

      Светлана Шерварли: «В нашем интерьере появится аналогичная классическая композиция. Единственно отличие – масштабы стола, наш будет существенно скромнее. В остальном всё останется без изменений: круглый стол, роскошная люстра и витрина с парадной посудой».

       

       

      Буфет в Мураново – настоящий предмет с историей. Первоначально это была двуспальная кровать. Но в начале XIX века они выходят из моды, однако просто выбросить большую, ценную вещь было жалко. Поэтому крестьянам была заказа соответствующая переделка.

       

       

      Ещё один прием, использованный Боратынским, связан с расположением дверей. Они спрятаны за колоннами, и вели в буфетную – через эту дверь в столовую попадали слуги, и на лестницу. До наших дней она не сохранилась, а во времена поэта эта лестница вела на второй этаж в комнату, в которой дети занимались уроками и науками. А чтобы их от этого важного занятия ничего не отвлекало, в комнате, которая называлась «тужиловка», полностью отсутствуют окна.

       

       

      Самая большая и самая парадная комната этого дома – большая гостиная. Здесь проходили и литературные вечера, и музыкальные, и даже театральные. Композиционно комната четырьмя печами разделена на три части – центральную и два эркера. И вся жизнь была преимущественно сосредоточена в центральной части комнаты, где также отсутствуют окна.

       

       

      В гостиной гости отдыхали по группам, собираясь по интересам. В комнате был предусмотрен уголок для вышивальщиц, а молодые девушки могли парами расположиться на удобном диване-крапо. Этот невероятно модный в XIX веке диван был насколько популярным, настолько же и неудобным, так что мужчины на нем не сидели. А вот девушкам в пышных платьях было вполне комфортно.

       

       

      По соседству, за ломберным столиком, собирались любители карточных игр. И, конечно же, вечера не обходились без музицирования на хаммерклавире – предке современного рояля. Но,  пожалуй, один из самых ценных предметов мебели, хранящихся в Мураново – мраморный столик с видами Рима. Это итальянская работа начала XIX века, причем это не рисунок, а римская мозаика. Таких предметов в мире осталось всего несколько – буквально по пальцам пересчитать.

       

      Светлана Шерварли: «Интерьеры выглядят абсолютно жилыми и живыми, словно хозяева вышли отсюда пару минут назад».

       

       

      Следующая комната – «зеленая гостиная» – своего рода напоминание о важности салонной жизни для дворянства XIX  века. Она была создана по интерьерам очень модного салона Сушковых, причем стены гостиной украшают картины с интерьерами этого салона. Между ними – один из самых интересных экспонатов усадьбы – часы французской работы начала XIX  века. В музейное время они были украдены, и теперь на них видны распилы.

       

       

      Вор в поисках золота отпилил фигурам коней ноги. Никакого золота он, конечно же, не нашел, и просто выбросил часы. А добрые люди их нашли и вернули обратно в музей.

       

       

      Следующая за зеленой «голубая» гостиная изначально была комнатой горничной. Она была очень простой, поэтому первому директору музея, который был основан после революции, пришлось её «спрятать» и превратить комнату прислуги в богато обставленную гостиную.

       

       

      Из голубой гостиной можно попасть к центральному входу в дом. Здесь расположена просторная светлая прихожая, где гости оставляли свои вещи и зонтики, а возле печи – обувь и галоши на просушку. После чего либо поднимались по лестнице в жилые комнаты, либо попадали в парадные комнаты, в частности – в большую гостиную.

       

       

      Необычный образ дома органично сочетается с привычной для усадеб анфиладой комнат. У героев проекта «Столовая с королевским садом» комнаты организованы аналогичным образом. Мы постарались максимально привнести в их интерьер дух старинной усадьбы, взяв лучшее из архитектурных и декораторских традиций XIX века. А всех желающих сравнить современное прочтение классики с оригиналом приглашаем в музей-заповедник «Усадьба «Мураново» имени Ф.И.Тютчева» – в одноименную деревню всего в 50 км от Москвы по Ярославскому шоссе. 

Наверх
  • Рейтинг: 10.00
  • Голосов: 1
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад